Макет подводного мира своими руками


Макет подводного мира своими руками



Макет подводного мира своими руками

«Рабо́чий и колхо́зница» — памятник монументального искусства, «идеал и символ советской эпохи»[1], представляющий собой динамичную скульптурную группу из двух фигур с поднятыми над головами серпом и молотом. Автор — Вера Мухина; концепция и композиционный замысел архитектора Бориса Иофана. Монумент выполнен из нержавеющей хромоникелевой стали. Высота 24,5 м (высота павильона-постамента — 34,5 м). Общий вес — 185 тонн[2].

Содержание

Создание[править | править код]

Была создана для советского павильона на Всемирной выставке в Париже в 1937 году. Идейный замысел скульптуры и первый макет принадлежал архитектору Б. М. Иофану[3][4], победившему в конкурсе на строительство павильона. У архитектора ещё во время работы над конкурсным проектом «очень скоро родился образ… скульптуры, юноша и девушка, олицетворяющие собой хозяев советской земли — рабочий класс и колхозное крестьянство. Они высоко вздымают эмблему Страны Советов — серп и молот»[4].

На создание «Рабочего и колхозницы» Иофана натолкнула, по утверждению секретаря Иофана И. Ю. Эйгеля, идея античной статуи «Тираноборцы», изображающей Гармодия и Аристогитона, стоящих рядом с мечами в руках, и скульптура «Ника Самофракийская»[4][5].

На создание скульптуры был объявлен конкурс, в котором приняли участие В. А. Андреев, Б. Д. Королёв, М. Г. Манизер, В. И. Мухина и И. Д. Шадр. Лучшим признали проект В. И. Мухиной.

Работа по созданию огромного монумента велась по созданной Мухиной полутораметровой гипсовой модели на опытном заводе Института машиностроения и металлообработки под руководством профессора П. Н. Львова.

При демонтаже памятника в Париже и его перевозке в Москву значительная часть элементов каркаса и оболочки получила повреждения (левая рука Колхозницы, правая рука Рабочего, элементы конструкции шарфа и другие), а при сборке композиции в январе-августе 1939 года повреждённые элементы были заменены с отступлением от первоначального проекта[6][7].

В 1939 году в газете «Большая Волга» был опубликован эскиз Рыбинской ГЭС со скульптурной композицией «Рабочий и колхозница». Монумент Мухиной планировалось установить на округлой площадке перед средней шлюзовой башней со стороны водохранилища, но, поскольку строительные работы на гидроузле в это время были ещё не завершены, памятник установили на постаменте перед Главным входом ВСХВ (ныне Северный вход ВДНХ)[8][9]. Место, заготовленное для «Рабочего и колхозницы», в 1950-е годы занял монумент «Мать-Волга». Так как установку «Рабочего и колхозницы» стремились завершить к моменту открытия ВСХВ, выстроенный постамент оказался более чем в три раза ниже первоначального тридцатисемиметрового павильона в Париже[10]. Мухина неоднократно возражала против такого решения:

Мне остаётся только беспомощно разводить руками, ибо все мои протесты при решении этого вопроса ни к чему не привели. Никто из архитекторов не поднял протеста по поводу совершенно недопустимой постановки этой статуи, постановки, уничтожившей весь порыв скульптуры[11].

В 1979 году была проведена реставрация скульптуры.

В конце 1980-х годов существовали планы переместить монумент на другое место. В 1987 году был объявлен конкурс на подыскание нового места для «Рабочего и колхозницы»; по одному из вариантов монумент должен был занять место у Государственной картинной галереи на Крымском валу, однако эти планы не осуществили[11].

Скульптура была названа «эталоном социалистического реализма» в Большой советской энциклопедии.[12]

Реконструкция[править | править код]

В 2003 году монумент был разобран на 40 фрагментов. Скульптуру намеревались отреставрировать и вернуть на место в конце 2005 года, однако из-за проблем с финансированием реконструкция затянулась и была полностью завершена только в ноябре 2009 года[13]. В ходе реконструкции специалисты ЦНИИПСК им. Мельникова значительно укрепили несущий каркас композиции, все части скульптуры были очищены и обработаны антикоррозийными составами[6]. Руководителем коллектива реставраторов стал скульптор Вадим Церковников[14]. Всероссийский научно-исследовательский институт авиационных материалов (ВИАМ) создал для восстановления скульптуры специальные пасты, покрытия и материалы высокой коррозионной стойкости.

Скульптура была установлена на новый специально возведённый для неё павильон-постамент (архитекторы А. Мезенцев, Д. Стасюк, Е. Пичурова, Н. Петухова, О. Чмиль, Е. Бубнова, Е. Александрова), в общих чертах повторяющий оригинальный павильон Иофана 1937 года, но значительно «обрезаный» в задней его части, что было вызвано особенностями выделенного под монумент участка[14]. Если высота старого постамента составляла порядка 10-11 метров[10][15], то новый лишь немного ниже изначальной конструкции.

Установку осуществили 28 ноября 2009 года с помощью специального крана. Торжественное открытие монумента прошло в Москве 4 декабря 2009 года[16][17][18].

4 сентября 2010 в постаменте монумента был открыт музейно-выставочный центр «Рабочий и колхозница». В музее представлена история создания монумента в фотографиях, проектах и макетах. Ещё три зала — выставочные. Экспозиционная площадь центра составляет примерно 3,2 тыс. м².

Демонтаж, хранение и реставрация легендарной скульптурной композиции обошлись бюджету в 2,9 млрд рублей[19][20].

После окончания реконструкции МВЦ «Рабочий и колхозница» входил в состав музейно-выставочного объединения «Столица» (затем — МВО «Манеж»), но в 2017 году был передан на баланс ВДНХ. Одновременно с этим, постоянная экспозиция комплекса была демонтирована, планируется её «переосмысление» в рамках будущего музея ВДНХ.

Помещение используется руководством ВДНХ для выставок, например — «Казимир Малевич. Не только «Чёрный квадрат»».

  • Павильон СССР на Всемирной выставке в Париже

  • «Рабочий и колхозница» на низком постаменте, 1983 год.

  • Монтаж скульптуры

  • Оригинальный герб 1937 года

  • Вид скульптуры на старом постаменте

  • Считается, что скульптура стала символом советской (ныне российской) киностудии Мосфильм с 1947 года. Однако «Рабочий и колхозница» впервые появились в начале фильма не в «Весне» Г. Александрова (1947), а годом ранее в комедии С. Юткевича «Здравствуй, Москва»[21].
  • Впервые изображение «Рабочего и колхозницы» на советской стандартной почтовой марке появилось в 1938 году. Впоследствии памятник неоднократно изображался на различных марках, в том числе на «стандартах» в 1961, 1976, 1988 годах (на марках 10-го, 12-го и 13-го стандартных выпусков соответственно). Как правило, марки с «Рабочим и колхозницей» имели самые ходовые номиналы.
  • Скульптура изображена на почтовой марке Албании 1963 года.
  • Скульптура изображена на медали «Лауреат ВДНХ СССР».

В кинематографе[править | править код]

  • Увидев постамент для установки памятника в Москве, Вера Мухина назвала его «пеньком»[22].
  • В Бикине в 1938 году была поставлена аналогичная скульптура[23], правда, меньшего размера и из цемента[24].
  • В 1998 году была проведена акция по спасению памятника, который в тот момент находился в аварийном состоянии. «Рабочий и колхозница» были облачены в комбинезон и сарафан цветов российского флага и простояли так три дня. Одежду для памятника 560-го размера изготовило текстильное объединение «Монолит»[25].
Сравнение высочайших памятников России
  1. Новая российская энциклопедия / под ред. А. Д. Некипелова. — М.: Энциклопедия, 2004. — Т. 1 («Россия»). — С. 744. — ISBN 5-94802-003-7.
  2. «Рабочий и Колхозница» встали на своё место за 47 миллионов рублей — «Комсомольская правда»
  3. Антон Вольский. С возвращением, «Рабочий и колхозница»!. НТВ (04.12.2009). Проверено 11 октября 2010. Архивировано 21 февраля 2012 года.
  4. 1 2 3 Пелевин Ю. А. Мухина, Вера Игнатьевна. Рабочий и колхозница. 1935—1937 гг.. Просвещение. Проверено 11 октября 2010. Архивировано 21 февраля 2012 года.
  5. И.Ю. Эйгель. Кремень и кресало. Проверено 11 октября 2010. Архивировано 21 февраля 2012 года.
  6. 1 2 Туллер М. Я. Восстановление скульптурной композиции Веры Мухиной «Рабочий и Колхозница» // Монтажные и специальные работы в строительстве. — 2010. — № 4. — С. 2—7.
  7. Рогачев, 2015, с. 83.
  8. Монумент «Мать-Волга» (рус.). Портал «В Рыбинск» (29 июля 2009). Проверено 7 июля 2014.
  9. Александр Сысоев. Мать-Волга заняла место рабочего и колхозницы (рус.). Ярославская областная газета «Золотое кольцо» (28 октября 2003). Проверено 8 июля 2014.
  10. 1 2 «Рабочий и колхозница» станут ближе к небу на 27 метров // РИА Новости, 22.10.2008
  11. 1 2 Рогачев, 2015, с. 84.
  12. «Рабочий и колхозница». Сложная судьба эталона соцреализма // РИА Новости, 11.04.2007
  13. Восстановление по мотивам
  14. 1 2 Костюк М. Восстановлен павильон СССР Всемирной выставки 1937 года в Париже // Архитектурный вестник. — 2010. — № 2. — С. 91-96.
  15. Фундаментально о монументальном: 10 фактов о «Рабочем и колхознице» // ТАСС
  16. Скульптура Рабочий и колхозница вернулась на прежнее место у ВВЦ. Эхо Москвы (2009-11-28т). Проверено 28 ноября 2009. Архивировано 4 июня 2012 года.
  17. Репортаж Вести-Москва о возвращении монумента / 28.11.2009
  18. Полные фоторепортажи, 28.11.2009
  19. Сумма контракта, полученного структурой Елены Батуриной в отсутствие других претендентов, была увеличена на 500 млн руб. На реконструкцию «Рабочего и колхозницы» под флагом «Интеко» город потратил 2,9 млрд рублей // GZT.RU (via rospres.com)
  20. На реконструкцию «Рабочего и колхозницы» под флагом «Интеко» город потратил 2,9 млрд рублей // Газета.ру
  21. 1
  22. Под ногами «Рабочего и колхозницы» открылся музей Мухиной. Вести.Ru. Проверено 28 сентября 2010. Архивировано 21 февраля 2012 года.
  23. Фотография скульптуры на крыше ДК в Бикине. Архивировано 23 октября 2012 года.
  24. М. Лыско. Рабочий и колхозница-2 // «Российская газета», № 217 (4774) от 10 октября 2008
  25. Р. Костиков. Рабочий и колхозница оделись самовольно. "Коммерсантъ" №57 (2 апреля 1998). Проверено 3 июня 2013. Архивировано 3 июня 2013 года.
  • «Рабочий и колхозница». Инфографика
  • В. Николаев и П. Тарасенко. «Гигантская статуя из нержавеющей стали» — ВСХВ. Советский павильон на Парижской выставке 1937 года
  • Париж-37: «Рабочий и колхозница»
  • «Железная парочка» Огонёк, № 11, 12—18 марта 2007 года
  • Архнадзор — Рабочий и колхозница 27 июля 2007
  • «Рабочий и колхозница» вернулись на своё место у ВВЦ
  • Б. Руденко. «Рабочий и колхозница». Возвращение // «Наука и жизнь» № 11, 2009.
  • Интервью с руководителем авторского коллектива по реставрации монумента Вадимом Церковниковым, передача «Своими глазами», радио «Эхо Москвы», 8.10.2010
  • Суздалев П. «Рабочий и колхозница» // Новый мир, № 7, 1971.
  • Обновлённые «Рабочий и колхозница» простоят несколько веков — Ресин // РИА Новости, 07.11.2009

X

Макет подводного мира своими руками

Макет подводного мира своими руками

Макет подводного мира своими руками

Макет подводного мира своими руками

Макет подводного мира своими руками

Макет подводного мира своими руками

Макет подводного мира своими руками

Макет подводного мира своими руками

Меню сайта


Игрушечные кирпичики своими руками
Маникюр на парке победы
Как сделать зеркальную дверь-купе своими руками
Тату по всему хребту
Русско-народные костюмы для кукол своими руками
Как ухаживать за маленькой болотной черепахой в домашних условиях
Шеллак коди в домашних условиях
Фундамент столбчатый из блоков своими руками фото
Пряники в домашних условиях своими руками